Одно из самых секретных подразделений Apple – департамент промышленного дизайна. Большей части сотрудников компании запрещено даже заходить туда. В департаменте работает всего 20 дизайнеров, но это лучшие специалисты со всего мира. Именно они придумали, улучшили и воплотили в жизнь большинство технологий и продуктов Apple. Кристофер Стрингер, ведущий специалист группы промышленного дизайна Apple, разработавший оригинальный дизайн iPhone, определил задачу индастриал-дизайнера так: «Представлять объекты, которые не существуют, и направлять процесс, который воплотит их в жизнь».

Согласны ли с этим мнением украинские промышленные дизайнеры? О своей профессии, работе со стартапами и награде Red Dot на митапе в инновационном парке UNIT.City рассказали украинские промышленные дизайнеры Евгения Медведева, Александр Морокко и Иван Шматко. UNIT Citizen публикует самое интересное.

Зачем нужен промышленный дизайн?

В нынешних реалиях коммерческий успех продукта – главная цель компании, которая его производит. Задача промышленного дизайнера – создать конкурентоспособный продукт. По словам индастриал-дизайнера компании Concepter Евгении Медведевой, промдизайн – не столько о внешнем виде, сколько об удобстве использования и эргономике продукта. Это не о «красиво», а об «удобно». Промышленный дизайнер отбирает материалы, создает форму, обеспечивает грамотный UX-дизайн – все направлено на то, чтобы максимально усилить функциональность продукта.

Многие украинские промдизайнеры отмечают, что иногда заказчики приходят к ним, руководствуясь принципом «все делают, и нам надо», при этом не особо понимая, что такое индастриал-дизайн и зачем он нужен их продукту. У них есть просто запрос – сделать «дорого и красиво», или «дешево и быстро». В основном, такие запросы специалист и должен превратить в понятный всей команде бриф.

«Немногие заказчики умеют составить хороший бриф для промдизайнера, а это важно. Он должен задавать определенные рамки по характеристикам и функционалу, показывать вектор продукта, но не может ограничивать дизайнера по форме и материалам», – говорит Иван Шматко, один из создателей портативного амплифаера Whooshi, который собрал на Kickstarter почти $30 000.  

На основе брифа промдизайнер сначала создает серию скетчей, которые потом становятся базой для одного или нескольких концептов. На этом этапе индастриал-дизайнер начинает работать с инженерной командой над созданием прототипа. По словам создателя Whooshi, первое, что дизайнер должен сделать – максимально точно объяснить инженерам, что для него важно в продукте.

Портативный амплифаер Whooshi

Когда продукт в результате получается не такой, как задумывали, высока вероятность того, что важные детали были упущены в процессе коммуникации между промдизайнером и инженерной командой.

«Эти уточнения могут привести к большому количеству итераций. Это нормально, не стоит бояться переделывать. Если команда уже идет на следующий этап, и вдруг видит,  что есть недоработки, то лучше вернуться и переделать либо концепт, либо скетчи. В большинстве случаев это может сэкономить вам время и сохранить продукт», – советует Иван.

Есть несколько вариантов работы промышленного дизайнера над продуктом – создание исключительно концепта или же участие во всех циклах производства. Опытные дизайнеры не рекомендуют выходить из проекта после создания концепта. «Если продукт уходит на разработку и производство без вашего присмотра, высок риск того, что в результате вы его просто не узнаете. Поэтому лучше сотрудничать с заказчиком на всех этапах производства продукта. То, что делается на китайских фабриках, не всегда на выходе похоже на ваш продукт», – говорит Иван Шматко.

Но почти все украинские хардверные продукты все равно производят в Китае. Почему?

«Потребительскую электронику в Украине производить нецелесообразно, потому что цена оснастки в обоих случая одинаковая, но в украинских производственных реалиях очень сложно задать нужную форму и текстуру. А вот в Китае это делается просто и быстро. Чтобы догнать их по уровню производства, нам нужен не один год и большие финансовых вложения. Пока никому не выгодно так вкладываться, поэтому все ездят в Китай. Некоторые успешные компании – Ajax и Infomir, например, – делают сборку в Украине, но пластиковые корпуса при этом все равно заказывают в Китае», – говорит Александр Морокко.

С коллегой согласен и Иван Шматко. Он считает, что полный цикл производства все же лучше делать в Китае, потому что в Украине, как правило, большие задержки из-за нехватки нужных компонентов и материалов. В китайском Шэньчжэне с этим проблем нет – все необходимое есть буквально в шаговой доступности, главное – контролировать процесс и ставить местным производителям детальные и жесткие рамки по поводу формы и размеров продукта.

Китай украинские продуктовые компании выбирают не только из-за проблем с компонентами, а часто и из-за отсутствия профессионального подхода в Украине. По словам Евгении Медведевой из Concepter, найти украинского специалиста, который смог бы сделать прототип «вечного» карандаша Nuka именно таким, каким он задумывался изначально, не получилось.

«Нам нужно было сделать простой шестигранный карандаш, там даже нет никакой электроники. Но это оказалось нереально. Все украинские спецы говорили нам «без проблем», а потом выдавали такой продукт, который сложно было даже назвать шестигранником – ни форма, ни пропорции не были соблюдены даже близко».

Должен ли промышленный дизайнер быть инженером и ориентироваться в производственных процессах?

Это не обязательное условие, но, так или иначе, в процессе ему придется во все это вникать, действуя методом проб и ошибок. Потому что промышленный дизайнер не просто рисует скетчи, он должен создать концепт таким, чтобы его можно было воплотить в жизнь, а для этого нужно понимать всю технологию производства, особенности поведения материалов и так далее. Александр Морокко отмечает, что в украинских ВУЗах дизайнеров не обучают технологиям, поэтому многих приходится доучивать в процессе работы.

Где можно выучиться на промышленного дизайнера?

Хотите быть промдизайнером – поступайте в любой технический ВУЗ на любую техническую специальность, говорит Евгения Медведева. Там вы получите базовые технические знания, а остальное доберете в процессе работы. Параллельно с учебой в вузе Евгения советует исследовать профессию самому – читать книги, ходить на ивенты, следить за профессионалами в индустрии.

В Украине чаще всего промышленными дизайнерами становятся те, кто не получил технического образования, а изучил профессию самостоятельно. С «техническими» выпускниками ситуация обратная. К примеру, в харьковском университете есть специальность «промышленный дизайн», на которую набирают 40 человек в год, а после выпуска по профессии работают от силы пару человек. Как результат, среднестатистический украинский промдизайнер оторван от производства, не имеет базы и проектирует вещи, которые потом сложно производить.

Но при этом украинские дизайнеры создают продукты, которые признает мировое сообщество. Что такое награда Red Dot и как ее получить?

Red Dot –международная премия в области дизайна, которую с 1955 года вручает «Центр Дизайна Северной Рейн-Вестфалии» в городе Эссен, Германия. Red Dot вручается в трех номинациях: за лучший дизайн-концепт, за продуктовый дизайн и за коммуникационный дизайн.

Музей Red Dot в Эссене

Существует несколько наград в рамках премии Red Dot:

  • Winner – основная награда за выдающийся дизайн;
  • Best of the best – приз для лучшего проекта в отдельной категории;
  • Gran Prix – главная персональная награда для одного победителя из всех, получивших награду Best of the best.

Среди профессионалов дизайн-индустрии Red Dot считается наивысшим признанием для продукта или проекта. В 2018 году сразу 8 украинских агентств получили награды за дизайн, а за лучший продуктовый дизайн в разное время Red Dot получали украинские компании MacPaw и PocketBook. В 2019 году обладателями главной дизайн-награды стали проекты Nuka и Whooshi.

Nuka, Red Dot Product Design 2019. Дизайн – Евгения Медведева, Concepter

Nuka – набор «вечной» канцелярии, в который входят карандаш и блокнот. Вместо грифеля у карандаша есть металлический наконечник, срок использования которого не ограничен, а в блокноте, который сделан из специальной синтетической непромокаемой бумаги, можно стереть любую запись. Проект основали в 2018 году Никита Владыкин, Катя Михалко и Евгений Шило. Недавно продукт вышел на Kickstarter и только за первые сутки собрал $22 000.

«Вечный» карандаш Nuka

Промдизайнер Евгения Медведева рассказывает, что уже в процессе создания прототипа команда понимала, что продукт будет ориентирован на Red Dot. На разработку карандаша ушло несколько недель, после чего авторы стали искать варианты подачи проекта на конкурс.

Особенность награды Red Dot в том, что участие в ней – платное. Сумма регистрационного взноса зависит от времени подачи заявки и варьируется от 300 до 510 евро. Но также есть специальные условия для молодых команд – один день в году (5 декабря) можно подать заявку бесплатно и попасть в топ-50 проектов, которые из всей массы заявок отбирают для участия в основном конкурсе.

Команда Concepter отправила заявку и в течение пары недель получила ответ от жюри конкурса о том, что прошли в топ-50. Те, кто оказывается в этом списке, должны отправить в Эссен уже более подробную информацию о своем продукте – данные о производстве, материалах, команде и так далее, и, кроме того, готовый прототип. «В тот момент нашим единственным прототипом был карандаш, на котором вместо лого было просто написано ТЕКСТ», – рассказывает Евгения Медведева. Разработчики быстро нашли фабрику в Китае, где за несколько дней сделали два прототипа и сразу отправили их в Эссен. В результате проект получил награду в категории Product Design.

Whooshi, Red Dot Product Design 2019. Дизайн – Иван Шматко

Whooshi – это портативный bluetooth-амплифаер, который улучшает качество звучания музыки, используя сигнал с телефона или лэптопа. Команда Whooshi, как и Nuka, подавала свой проект на участие в Red Dot бесплатно, по программе Young Professionals.

«Когда читаешь про эти 50 бесплатных мест, кажется что шансов практически нет, но в реальности все гораздо легче – или не так много людей подается, или все-таки уровень их работ не настолько высокий, чтобы пройти было невозможно», – рассказывает Иван Шматко. Whooshi тоже попали в топ-50, а затем стали обладателями награды.