Кроме спортзала, зон отдыха и других привычных для IT-компаний помещений в офисе украинской компании MacPaw оборудована еще и студия звукозаписи. Продуктовый дизайнер и арт-директор компании Дмитрий Новиков работает там над звуками для интерфейсов продуктов MacPaw. Иначе говоря, занимается звуковым дизайном. Дмитрий рассказал UNIT Citizen, как создается звуковое сопровождение IT-продуктов, почему звук SMS на iPhone всегда отчетливо слышно из сумки и сколько разных инструментов можно смешать ради рингтона.

Когда вы получаете на смартфон сообщение, то сразу можете представить, кто пишет. Например, вы услышали звук нового сообщения в Viber. Как правило, им пользуются люди постарше. Скорее всего, вам написала мама. Вы поняли это, не доставая телефон из кармана, по одному только звуку.

Я – продуктовый дизайнер и отвечаю за то, как продукт выглядит в глазах пользователя, насколько он удобный и привлекательный, подходят ли иконки, цвета, шрифты. Словом, я отвечаю за внешность продуктов MacPaw.

Но также я разрабатывал звуковой дизайн для всех продуктов компании  – начиная с первой версии CleanMyMac. Когда я рисую какую-нибудь кнопку интерфейса, то сразу представляю звук, который будет ее сопровождать.

Многие современные девайсы лишены физических кнопок, поэтому человек не может получить обратную тактильную связь от интерфейса. Но вспомните будильник на iPhone: вращение барабана сопровождается характерным щелчком. Определенный звук слышно и тогда, когда вы крутите колесико в Apple Watch.  

Немногие компании заморачиваются над звуковым дизайном, оптимизируя расходы на продукт. Зачем лишний раз тратиться, если для iOS приложений есть стандартный набор звуков, которые можно использовать в разработке? Но готовый интерфейс обязательно должен включать звуки. Желательно собственного производства, чтобы звуки соответствовали дизайну продукта.

Как устроен звуковой дизайн

В звуковом дизайне есть несколько важных правил. Первое – в интерфейсе не должно быть слишком много звуков. Нельзя озвучивать каждое действие человека, нужно подчеркивать только самое важное. Например, в CleanMyMac мы «повесили» звук на оповещение об окончании сканирования или очистки. Эта процедура длится до 20 минут, потому пользователю нужно сообщить, когда все закончится.

Звуки в продукте должны быть тише системных звуков. А повторяющиеся звуки, например, звучание клавиатуры хорошо бы сделать еще на 30% тише и разнообразнее.

Звуки в интерфейсе не должен оглушать пользователя или быть слишком резкими. Лучше всего создать уникальный для продукта звук, чтобы человек не перепутал его с другим оповещением. Плохой пример озвучивания — «свинья» Касперского и звук оповещения в Viber. Они слишком резкие, врываются в личное пространство человека.

Нельзя, чтобы звуки приложений были слишком долгими. Они должны быть всегда приятными и соответствовать задачам. Например, звук сообщения лучше сделать нейтральным, без ярко выраженного позитива или негатива в характере звучания, потому что мы не знаем, какое сообщение пришло.

Фото из Instagram Дмитрия Новикова

Звуки должны соответствовать дизайну интерфейса. Возьмите обычную клавиатуру с пластиковыми клавишами. Тыкая по ним, вы услышите острый угловатый звук. Но если стучать по резиновой  клавиатуре, то звук будет глухим и почти не слышным.

С интерфейсами – такая же история. Если дизайн угловатый и жесткий, то звуки должны этому соответствовать, будто бы вы спотыкаетесь о них. А в мягком интерфейсе звуки нужно делать плавными, такими, будто они пытаются незаметно двигаться на пользователя.

Это правило касается не только интерфейсов. Если мы озвучиваем BMW i3 или Tesla, то нужно создавать футуристические звуки. А для Mercedes логично использовать классические инструменты или аналоговые записи физических элементов.

Еще есть правило о повторяемости звука. Например, если вы проектируете клавиатуру и хотите подзвучить клацанье, то каждый «клац» должен немного отличаться от предыдущего. Так мы создадим иллюзию звучания реальной клавиатуры. Ведь набирая текст, человек с разной силой давит на кнопки, издавая разные звуки.

Как создавать характер звучания

Чтобы подчеркнуть положительный характер звука, я использую мажорные аккорды, для негативного — минор. Если нужно озвучить начало действия, использую ноты в восходящей последованности (например, до, ре, ми, фа), для окончания действия — в обратном порядке (фа, ми, ре, до). А самый простой способ сделать звуки более плавными и мягкими — это Fade In и Fade Out — плавное нарастание и затухание громкости.

Чтобы достичь более интересного звучания, можно смешивать разные инструменты. Например, начинать звук со скрипки, а заканчивать на пианино. Объясню на примере еды. Что такое хороший тост с авокадо? Сверху − нежное мягкое пюре, а снизу − хрустящий кусок хлеба. В звучании тоже можно объединять разные фактуры. К скрипке подойдут маленькие хрустящие элементы: шум или колокольчики, которые добавят звучанию бархатности. Так звук не будет просто литься, как градиент, а сохранит шероховатость, что придаст ему жизненного эффекта.

Арт-директор за работой

Например, в CleanMyMac есть звук успешной покупки. Я хотел, чтобы продукт звучал дорого и применил классические музыкальные инструменты — колокольчики, скрипки, пианино. Потом записал несколько позитивных аккордов и выбирал их, тестируя на реакции команд.

А в честь новогодних праздников для окончания очистки в CleanMyMac записал звук по мотивам «Щелкунчика». Взял самый узнаваемый кусочек мелодии, перенес его на на ксилофон и добавил колокольчиков, чтобы создать сказочную зимнюю атмосферу. Потому что колокольчики, треугольник и ксилофон на высоких нотах звучат как льдинки.

Как я записываю аналоговые звуки

Важная характеристика звука — частотный диапазон. Если слышу, что в записанном звуке у меня не хватает читаемости на низких частотах, то добавляю бас для более «мясистого» звучания. Иногда в записанном звуке приходится поднимать высокие частоты. Хороший пример – это оповещение об смс-ке в iPhone. Этот «тинннь» слышно даже из сумки, потому что для рингтонов обычно подчеркивают высокие частоты.

Но с частотностью звука нужно работать аккуратно: мы не знаем на каком гаджете пользователе услышит звук. Поэтому я использую широкий частотный диапазон, чтобы сделать звук насыщеннее.

В основном, я записываю разные звуки, потому что для озвучивания действий в интерфейсе они не должны быть длинными. Синтезировать короткий звук сложно или же звучание получится дешевым. Поэтому я использую аналоговые звуки − со всеми шероховатостями и несовершенствами. Например, постукивания одного предмета по другому. 

У Apple все звучит красиво и дорого, потому что их дизайнеры записывают настоящие физические звуки. Раньше у них звук клавиатуры изображал стук грифеля по столу. Звук колесика для Apple Watch получали так: подвесили на нитке гаджет и записывали звук удара по нему деревянным молоточком.

Фото из Instagram Дмитрия Новикова

Моя техника для записи – iMac, аудиомониторы и программа Logic Pro. Программу для записи можно использовать любую, подойдет даже бесплатный GarageBand. Главное – использовать хорошую библиотеку звуков, качественный компрессор и мониторинг, чтобы найти и удалить «паразитные» частоты.

Потом заливаю все в облако и просто хожу проверяю, как один и тот же звук будет звучать из разных динамиков: на смартфоне, ноутбуке, на хороших и плохих колонках, а также в машине.